Авторский тур в Монголию за 7 дней от Республики Алтай. Потратили 800 тысяч, хотя в бюджет было заложено 500
1700 км от границы до пустыни Гоби мы планировали преодолеть за З дня, и еще З дня чтоб вернуться обратно к точке старта (до озера Ая). Но путешествие с самого начала пошло не по плану.
В аэропорт Горно-Алтайска прилетели все туристы в пятницу вечером. В субботу рано утром мы выехали, и целый день ехали по Чуйскому тракту 440 км до села Кош-Агач, где было
забронирована целиком база отдыха на 1б человек на берегу озера "Солнечный кемпинг".
Планировалось, что на следующий день, в воскресенье сутра мы перейдем проедем через Монгольскую границу. Но тут неожиданно выясняется, что Монгольская таможня не работают
по воскресеньям, у них выходной. И нам нужно остаться еще на сутки в Кош-Агаче, и придумать какую-то экскурсию для туристов и занять их на целый день. И мы выбрали экскурсию в село Бельтир и к месту эпицентра землетрясения, а затем доехали до озера Ак-Кем. Всем советую, белые пески, снежные вершины гор, очень красочно.
В понедельник B 8 утра МЫ были на Монгольской границе, где собралась большая очередь из грузовых и легковых машин в 2 ряда. НО. Мы же оказываем туристические услуги, и цель
сделать так, чтоб туристы отдыхали и наслаждались путешествием. На границе можно и сутки простоять. Но это не наш путь. Поэтому ловите лайф хак! Еще накануне вечером для наших машин заняли места. Местные жители предоставляют такую услугу. С вечера едут на своих машинах до границы и занимают там места, ночуют в авто. А утром мы приехали, и встали вместо них, и были пятыми в очереди. Таким образом сэкономили часов 5-6 ожидания. Естественно все кто остались позади приходили на нас поглазеть, что это за блатные такие, и "Что так можно было?"
Стоимость брони места на границе за каждую машину 2000р. Итого 8000p.
Но и без того прохождение таможни, выгрузка своего багажа из машин, проверка документов тянулись бесконечно долго. Особенно когда вперед нас проскочил автобус (грузовые и легковые пропускают попеременно), из этого автобуса вывалили монголы с большими тюками и баулами, а каждую сумку вскрывают и досматривают. Но это можно долго описывать, прохождение
границы можно расписывать целую отдельную статью. Говорят что до 2019 года границы между Монголией и Россией не было и люди спокойно проезжали из одной страны в другую без таможни и досмотров.
И первый Монгольский город, который мы посетили находится в 292 км от границы-голод Ульгий, Прекрасный город, но такое чувство, что начал развиваться только последние лет 5. Есть несколько приличных гостиниц в самом центре, но центральной улице расположены множество магазинчиков, где можно купишь вещи из Монгольской шерсти и кашемира.
В пункте обмена мы обменяли наши рубли на монгольскую валюту - тугрики. Курс был 1 рубль=37тугриков.
Наш шеф туров поменял сразу 350 тысяч рублей на тугрики, столько примерно планировалось на расходы на жилье, питание, экскурсии, проводников, бензин и прочие расходы. Все эти деньги и были потрачены до последнего тугрика. Народная мудрость: деньги предназначенные на растраты будут растрачены.
На следующий день мы проехали 300 км и провели целый день на потрясающем озере Толбо-Нуур, с невероятно теплой водой, песчаным дном, пустынными и дикими пляжами, с рыбалкой на огромных рыб. А ночью ночевали у местных жителей в юртах, сидели на лобном месте у костра и жарили рыбу. А вокруг нас завывал ураган, песчаная буря, сверкали молнии и вообще происходила какая-то дикая необузданная первозданная мистерия.
Третий день в Монголии нам предстояло доехать 320 км до города Алтай-Ховд. Но все пошло не по плану и было множество предупреждений и знаков, что нам туда не надо. Во первых мы никак не могли по телефону нигде в Алтае забронировать гостиницу, все было занято. Во вторых, по дороге туда мы пробили колесо и диск об огромный булыжник на дороге. Местные дети, для поднятия бизеса шиномонтажной мастерской в маленьком неприметном городке, подкладывают большие камни в центр асфальтированной дороги. А дороги в Монголии идеального качества! просто так этот булыжник там бы ни от куда не взялся. А после аварии мимо нас проехали на мотобайке смеющиеся дети. Пришлось делать аварийную остановку и устраивать обед, пока меняли на запасное колесо.
Приехав наконец в Алтай-Ховд мы своими глазами убедились, что мест в гостиницах нет, город переполнен местной знатью, со всей округи съехалось все население Монголии на празднование 200-летия городу Алтай. Мы доехали до Ипподрома где происходили танцы, скачки и представления, поснимали местных в ярких цветных национальных костюмах. Попытались поспрашивать у местных, может кто-то нам сдаст свои юрты. Но весь город переполнен, мест нет, причем это был день недели среда - никто не работает, все празднуют.
Тогда было принято решение возвращаться обратно в город Ховд, по нескольким причинам:
1. Из-за пробитого колеса и использованной запаски опасно было ехать дальше. Если еще раз пробъём колесо, менять его больше не на что. А на местной шиномонтажке починить колесо такого диаметра и размера они не смогли.
2. По сути у нас остается только четверг, один следующий день, а в пятницу уже нужно проходить границу обратно в Россию. Иначе таможня закроется на выходные, и нам тут куковать до понедельника.
Поэтому мы повернули назад, и поздно ночью прибыли в Ховд, где спокойно заселились в гостиницу. Правда по дороге сошел селевый поток после сильного ливня, и ГАИ перекрыли дорогу и не давали нам проехать. Но мы на свой страх и риск поехали и видели как пласт асфальта был просто смыт. На следующий день в Ховде мы посетили красивый буддийский храм, и большой юрточный городок на берегу реки Ховд. Затем доехали до города Улгий, снова переночевали в гостинице 4*, а в пятницу утром поехали к монгольской границе.
Очень были рады вернуться к себе в Республику Алтай, где все привычно, безопасно, и есть где остановиться на ночь. А изобилие травы, зелени и деревьев на контрасте пустынной и вытоптанной животными Монголии, только подтвердило, в какой богатой стране мы живём. И как у нас хорошо.